Письма в бутылке

Сергей Волков

Хорошо приходить 1 сентября к знакомым детям, с кем прощался только на лето. Или даже если к новому классу, то в привычной школе. Когда всё началось не сейчас, а давно. Когда и правила, и язык, и атмосфера — все уже есть и надо их или чуть освежить в памяти, или просто принять.

А когда и класс новый, и школа новая Новая Школа, и в классе никто никого не знает, да и классов как таковых нет и не будет — целиком параллель? Когда и правила только складываются, и язык ищется? Когда ты становишься свидетелем момента: первый первоклассник первый раз переступил порог школы, в которой никто никогда еще не учился. В буквальном смысле.
Короче, чего делать? Как провести первые уроки?

Мы решили их вообще не проводить.
Вместо них мы целый день знакомились. В общих специально подобранных играх под водительством тьюторов. На запоминание имен. На выяснение запросов и ресурсов друг друга. На первое приближение.

Это оказалось очень верным (хотя учитель во мне поначалу бухтел — «надо сразу литературу, сразу в дело, в программу, текст в зубы и читаем»).



Я провел весь день с восьмиклассниками, и мне было любопытно наблюдать, как они осторожно (а кто и совсем не смущаясь) высовывались из своих внутренних норок, как рассказывали о себе все ярче — по мере того, как другие реагировали на них интересом («Вау, ты дайвингом четыре года занимаешься? Это круто»; «Ты тоже любишь мангу? Йее, мне есть с кем это обсуждать!»). Они узнавали не только имена друг друга, но и особую «ресурсность» каждого. Потому что им предстоит решать задачи, опираясь друг на друга, командой, понимая, к кому когда и за чем обратиться (мы так же учимся жить и учительским коллективом). И очень показательно было видеть, что постепенно они переходили от «в вашей школе» к «в нашей школе».

Что поразило? Опыт детей в разных сферах, особенно в спорте. У многих за плечами по нескольку перепробованных видов спорта: горные лыжи, сноуборд, плавание, футбол, кикбоксинг, дзюдо, баскет-, ганд- и волейболы, капоэйра (что бы это ни значило), айкидо, каратэ, дайвинг, гимнастика и даже киберспорт. Есть и разряды, и чемпионы, и синие/черные пояса.

Такое впечатление, что именно в области спорта нынешние подростки ищут себя наиболее активно. У некоторых, если сложить время, проведенное в разных видах спорта, получится почти пенсионный возраст. (Честно скажу, такое спортивное обилие мне раньше в моих учениках не встречалось или просто не бросалось в глаза — или не было повода об этом поговорить).

Но не только спорт.

Одна тихая девочка уже программирует на каких-то непонятных языках. Другой мальчик выступает в каком-то проекте с чтением сказок для маленьких детей — что-то типа терапии. Делают анимацию, занимаются макросъемкой и монтажом, разрабатывают компьютерные игры, пишут рассказы, очень много путешествуют, планируют ввести в школе валюту, органы самоуправления и не прочь сколотить какую-нибудь партию (на это тут же находятся те, кто немедленно встает в оппозицию).

Целые миры, застегнутые в костюмчики.

Обычно они оттаивают довольно долго, как-то кучкуются группками и недоверчиво косятся по сторонам. А тут мы включили режим немедленной разморозки и миксер.

Я устал так, что упал спать в девять вечера. Но зато помню лица и помню имена (обычно на запоминание уходит четверть).

А с понедельника целую неделю у нас школьный лагерь. Огромный четырехдневный квест с «Ночью в школе» и с пятым днем для родителей. Во время квеста новошкольники будут открывать для себя школу в разновозрастных командах. То есть мне придется выучить имена вообще всех, а не только своих (целая спираль Фибоначчи на фото).

Уроки у нас, таким образом, начнутся только одиннадцатого. «Вообще-то программе хана», — говорит во мне учитель. Но фактически мы начали учиться уже сейчас. И ощущение, что важным вещам учиться. Они не только и не столько в программе. Они как-то ее обтекают, что ли. Мне это пока туманно видится. Но чувствую я, что надо начинать не с чего там у нас в 8 классе, а с «Дающего» Лори.

В общем, считайте это первой запиской тонущего в непонятном.
#письмавбутылке